Импрессионизм
— первое направление модерн арт.
Импрессионизм
(от impression — впечатление) зародился во Франции. Художники старались наиболее
естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости,
передать свои мимолётные впечатления. Жизнелюбие и развлечения часто
становились темой их творчества. Новое направление искусства ставившее свет
выше формы и отражающие то, что друг Эдуарда Мане Шарль Бодлер называл «мимолетностью
настоящего».
Термин «импрессионизм» возник
с легкой руки критика журнала «Le Charivari» Луи Леруа,
который озаглавил статью о выставке «Анонимного кооперативного общества
художников» в 1874 году, взяв за основу название картины «Впечатление.
Восходящее солнце» Клода
Моне. Изначально этот
термин носил несколько пренебрежительный характер и указывал на соответствующее
отношение к художникам, писавшим в этой манере.
Салон Отверженных (Salon des
Refusés) – альтернативная выставка самому престижному Парижскому салону, на
котором с 1855 выставлялись работы соответствующие традиционными представлениям
об искусстве. Жюри Парижского салона в 1863 году отклонило более четырёх тысяч
работ, заявленных французскими художниками, в том числе: Мане, Сезанном,
Писсаро, Ренуаром. Это вызвало возмущение в художественной и около
художественной среде и император Наполеон III распорядился открыть выставку
произведений, не принятых официальным жюри, которую стали называть Салоном
Отверженных
С самого начала экспозиция
притягивала большое число посетителей. Выставка оказалась популярнее, чем
официальный салон. Пресса посвящала живописцам, выставленным в Салоне
Отверженных, всё более обширные статьи, так что в прессе ходила шутка о
том, что художники, выставленные в официальном салоне, надеются в следующем
году быть отвергнутыми жюри. Однако
большинство статей в прессе носили негативный характер, и реакция публики была
отрицательной. Полотна вызывали насмешки и непонимание со стороны посетителей.
В 1863 году Шарль Бодлер опубликовал
эссе «Художник современной жизни», в котором сформулировал новые
требования к изображению окружающей действительности. По мнению Бодлера,
чтобы адекватно рассказывать о современности, художникам следует
отказаться от бесплодного изображения античных богов и обратиться
к реальности — складкам женского платья, дворовым собакам
и крестьянским детям. Он утверждает — «прошлое интересует нас не только
красотой, увиденной в нем художниками, для которых оно было настоящим, но и
само по себе, как историческая ценность. Точно так же обстоит дело и с
настоящим. Удовольствие, получаемое нами от изображения настоящего, проистекает
не только от красоты, в которую оно облечено, но и от его современной сущности».
Современный художник по мнению Бодлера «стремится
выделить в изменчивом лике повседневности скрытую в нем поэзию, старается
извлечь из преходящего элементы вечного».
Отныне
художник современности не ремесленник, а светский человек, который тонко чувствует
новое время.
Большинство
импрессионистов принадлежали к одному поколению: Камиль Писсаро, Эдуар Мане, Эдгар Дега, Фредерик Базиль, Поль Сезанн,
Альфред Сислей, Берта Моризо, Пьер-Огюст Ренуар – все они родились в период 1830-1841.
Они стремились запечатлеть современный мир и сформировали собственную систему
образов, связанную с досугом и развлечениями. Они жили в период бурного
экономического роста и резких изменений в социальной сфере.
История
импрессионизма тесно связана с Парижем.
В городе появлялись новые парки, кафе, танцевальные залы и другие
развлекательные заведения. Из Англии пришла мода на морские купания, благодаря
чему города Трувиль и Довиль превратились в элегантные приморские курорты.
Строительство железной дороги позволило всего за пятнадцать минут добираться из
города до деревушек на берегах Сены. Индустриализация производство освобождала
место для досуга. Росла популярность новых видов спорта плавания, катания на
лодках и велосипедах. Молодые художники были не только проницательными
наблюдателями, но и активными участниками новых развлечений.
Важным фактором,
повлиявшими на развитие импрессионизма явились изобретение в 1839 Дагером фотографии, внесшей в
искусство новое видение.
Художники
усвоили уроки недавно изобретенной фотографии, фиксировавшей планы, массы и
оптические эффекты. Они интересовались физическими свойствами света, изучая труды Шеврейля "О законе одновременного контраста цветов и ассортименте окрашенных предметов, рассмотренных посредством этого закона в его отношении к живописи" (1839) и "Цвета и их применение в производственном искусстве при помощи хроматических кругов" (1864). Впрочем импрессионисты сами интуитивно догадывались, что формы и расстояния можно показывать без четкого рисунка и перспектив, а воспроизведением колебаний и контрастов цветов, изменением освещенности.
Импрессионисты перестают концентрировать всю работу над полотнами в мастерских, теперь они предпочитают пленэр, где удобней схватить мимолётное впечатление от увиденного, что стало возможным благодаря изобретению стальных туб для краски.
Художники не смешивали краски на палитре, а мелкими мазками наносили их на поверхность холста, определенным образом, рассчитывая их возможные смешения глазами зрителей. Импрессионисты рисуют феномен самого зрения. Они часто изображали один и тот же мотив в разное время года и суток, позволяя ощутить изменчивость и мимолетность существования во времени. Например "Стог сена", "Руанский собор", "Вокзал Сен-Лазар" Клода Моне.



Комментариев нет:
Отправить комментарий