Одержимость узором в горошек.
Видишь — горошины поднимаются в небо.
Не улетайте так высоко, не надо.
Как мне хотелось уснуть посреди бесчисленных этих горошинок,
но вы уходите, оставляя меня тосковать по перине из облаков,
сияющей в черном мраке.
Вы уносите на руках мою земную сказку, а она все вглядывается
в глубинную, вечную жизнь Земли,
взыскуюя блаженного покоя
Видишь — горошины поднимаются в небо.
Не улетайте так высоко, не надо.
Как мне хотелось уснуть посреди бесчисленных этих горошинок,
но вы уходите, оставляя меня тосковать по перине из облаков,
сияющей в черном мраке.
Вы уносите на руках мою земную сказку, а она все вглядывается
в глубинную, вечную жизнь Земли,
взыскуюя блаженного покоя
Что если душа художника, ловца истины, — немудрящее откровение
воздушного шара в горошек?
Вместе с этим пристанищем моей души, омытым слезами, я продолжу жизнь,
побеждая смерть.
Я хочу жить дальше, одолевая муки рождения, болезни, старости и смерти,
под защитой узора в горошек.
воздушного шара в горошек?
Вместе с этим пристанищем моей души, омытым слезами, я продолжу жизнь,
побеждая смерть.
Я хочу жить дальше, одолевая муки рождения, болезни, старости и смерти,
под защитой узора в горошек.
Яёй Кусама
2009
2009
Яёи Кусама обладательница аукционного рекорда среди действующих художниц — в 2008 году ее работа была продана на Christie’s за $5,1 млн. Родилась 22 марта 1929 года в японском городе Мацумото. С детства страдала психическими отклонениями.
Она стояла у истоков минимализма и поп-арта и принимала активное участие в их развитии.
Она стояла у истоков минимализма и поп-арта и принимала активное участие в их развитии.
Будущаяя художница родилась в консервативной богатой провинциальной семье. Мать Яёй была строгой и властной женщиной. Она говорила дочери, что носить и что делать и часто её била. Атмосфера в доме привела к тому, что в десять лет у девочки случился первый приступ галлюцинаций: она сидела за столом, покрытым скатертью, на скатерти были нарисованы
красные цветы. Посмотрев вверх, девочка увидела те же самые цветы на
потолке, потом на окнах, стенах и во всей комнате. Она сорвалась с места
и побежала вверх по лестнице, но, посмотрев под ноги, девочка увидела,
как ступеньки растворяются под ее ногами. Она упала с лестницы, повредив
ногу. После этого случая Яёй Кусама стала посещать психолога, который поставил ей диагноз «синдром навязчивых состояний», главной галлюцинацией стал узор в горошек.
В 1948 году наперекор матери Яёи поступила в Киотскую муниципальную школу искусств и ремесел, где сначала обучалась традиционной японской живописи "Нихонга".
Важную роль в жизни художницы сыграл переезд в США в 1957 году: «Когда я только собиралась уехать, я отчаянно искала связи в Японии и даже дошла до американского посольства, где обнаружила адрес художницы Джорджии О’Киф. Я никогда ее не видела, но решилась написать письмо и, к моему удивлению, получила ободряющий ответ: «Обязательно приезжай!» Так я еще больше утвердилась в своем решении и каким-то чудом добралась до США. Сначала открыла выставку в Сиэтле, а потом перебралась в Нью-Йорк. О’Киф приехала ко мне в студию, порекомендовала всякие картинные галереи».
В своей новой жизни японская художница активно экспериментирует с различными видами творческой деятельности, создавая помимо скульптур в горошек, психоделические инсталляции фантасмагорические коллажи, экстравагантные модели одежды.
В 1948 году наперекор матери Яёи поступила в Киотскую муниципальную школу искусств и ремесел, где сначала обучалась традиционной японской живописи "Нихонга".
Важную роль в жизни художницы сыграл переезд в США в 1957 году: «Когда я только собиралась уехать, я отчаянно искала связи в Японии и даже дошла до американского посольства, где обнаружила адрес художницы Джорджии О’Киф. Я никогда ее не видела, но решилась написать письмо и, к моему удивлению, получила ободряющий ответ: «Обязательно приезжай!» Так я еще больше утвердилась в своем решении и каким-то чудом добралась до США. Сначала открыла выставку в Сиэтле, а потом перебралась в Нью-Йорк. О’Киф приехала ко мне в студию, порекомендовала всякие картинные галереи».
В своей новой жизни японская художница активно экспериментирует с различными видами творческой деятельности, создавая помимо скульптур в горошек, психоделические инсталляции фантасмагорические коллажи, экстравагантные модели одежды.
Она организовала хеппенинги в Центральном парке и на Бруклинском мосту как протест против Вьетнамской войны.
Создавала огромные картины, известные как «Infinity Net Paintings», которые состояли из повторяющихся маленьких точек краски.
В начале 1960-х Кусама начала покрывать предметы, такие как лестницы, обувь и стулья, белыми фаллическими выступами. «Аккумуляция N 2» представляет собой диван, обитый мягкими отростками из ткани, которые выглядят абсурдными и угрожающими.
Болезнь сыграла огромную роль в творчестве Кусамы. Галлюцинации она переносила на бумагу в виде горошинок, сливающихся в единую композицию. Всё, что создано художницей, это её действительность, это то, как она по-настоящему видит мир, людей и окружающие предметы. В своей автобиографии «Manhattan Suicide Addict» художница рассказывает, что болезнь сильнее смерти. Сама Яёй Кусама говорит о себе: «Я одержимый художник. Люди могут называть меня как угодно, я же считаю себя еретиком в арт-мире. Когда я создаю свои работы, я не думаю ни о чём другом, находясь во власти одержимости, которая захватила мое тело. Мои произведения – плоды моего психического расстройства. Если бы не творчество, я бы давно покончила с собой».
В 1973 году ухудшение здоровья заставляет Яёи Кусама вернуться в Японию. Она была госпитализирована с синдромом навязчивых состояний и впоследствии добровольно ложится в токийскую клинику для душевнобольных. Кусама была практически забыта как художник до конца 1980-х г. В это время она начала увлекаться литературой. Кусама издает романы и сборники. Ее роман «The Hustlers Grotto on Christopher Street» получает престижную литературную премию.
Широкое признание ее работы получили в конце 1980-х годов, после серии персональных выставок, показанных в разных музеях мира. Кусама представляла Японию на 45-й Венецианской биеннале в 1993 году. В 2006 году Яёи Кусама стала первой японской женщиной, награжденной Императорской Премией вручаемой за достижения, международное влияние и духовное обогащение мирового сообщества в области искусства. В 2011–2012 годах масштабная и пользовавшаяся огромным успехом ретроспектива Кусамы была показана в Национальном музее искусств королевы Софии в Мадриде, Центре Жоржа Помпиду в Париже, галерее Тейт в Лондоне, Музее американского искусства Уитни в Нью-Йорке.












Комментариев нет:
Отправить комментарий